Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.
Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».
Инклюзивное обучение
Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.
Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.
Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.
В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.
Специально оборудованные учебные кабинеты | Отсутствуют. Имеющиеся учебные кабинеты могут быть использованы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а инвалидами-колясочниками только на первом этаже. В связи с конструктивными особенностями здания школы, невозможна установка на лестничных клетках как стационарных или откидных пандусов, так и наклонных подъемников, поэтому доступ инвалидов-колясочников к учебным кабинетам, расположенным на 2-м и 3-м, не возможен. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отсутствуют. |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Имеющееся библиотека может быть использована инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, также инвалидов-колясочников, так как расположена на первом этаже. |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отсутствуют. Имеющиеся объекты спорта могут быть использованы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются специальные адаптированные образовательные программы. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития обучающегося, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является федеральный государственный образовательный стандарт. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка МСЭ, ИПРА) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и обращением в письменной форме родителей (законных представителей). Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
Здание школы оснащено:
Крыльцо и лестницы внутри школы оборудованы контрастными линиями. Доступ в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью стационарного пандуса. Школа оборудована вспомогательными средствами: расширены дверные проемы при входе в школу, в раздевалку В здании школы отсутствует специализированная туалетная комната. Парковки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории школы нет. Есть возможность подъезда к входу в школу для посадки и высадки пассажиров. |
Специальные условия питания
|
Предусмотрено льготное питание для обучающихся школы, в том числе для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья двухразовое питание. Дети - инвалиды, получающие образование на дому, по заявлению родителей (законных представителей) обеспечиваются сухим пайком, эквивалентным стоимости питания. Порядок и периодичность предоставления сухого пайка определяется образовательным учреждением. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не практикуется. Столовая расположена на первом этаже, поэтому доступ инвалидов-колясочников к столовой возможен. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. |
Специальные условия охраны здоровья |
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. В образовательном учреждении действует контрольно-пропускной режим: В ночное время охрана учреждения осуществляется сторожем. В школе отсутствует медицинский работник. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется фельдшером ФАП. |
Доступ к информационным системам и информационным телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечивает ПАО «Ростелеком» на договорной основе. Установлена система фильтрации интернет-контента. Образовательные услуги в дистанционном режиме предоставляются при необходимости. Информационная база школы оснащена:
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры). |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром. Электронные ресурсы: |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования | |
Беспрепятственный доступ в общежитие, интернат | Не предусмотрено |
Основные документы
-
О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
-
Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"
-
Письмо о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья